.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Дети с нарушением слуха.
    Раздел: Материалы » Курсовые работы | 25 09 08 | Автор:bizdrya | просмотров: 12599 | печать
     (голосов: 3)

    Содержание
    Введение 3
    Общая характеристика детей с нарушением слуха в аспекте социальной адаптации 5
    1.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 5
    1.2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 13
    2. Теоретические основы социального сопровождения детей с нарушением слуха 15
    2.1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 15
    2.2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 21
    Заключение 32
    Список литературы 34

    Введение
    Реформы образования последних лет актуализировали позитивный потенциал воспитания в процессе становления личностных качеств ребенка, полноценного разностороннего развития его индивидуальных и психофизических особенностей.
    В 90-х годах в системе социального обеспечения населения происходят существенные изменения, сводящиеся к смене парадигмы воспитания. Вместо командно-формирующей системы воспитания, действовавшей с 1917 года по 80-е годы, с конца 80-ых годов стала внедряться личностно ориентированная, гуманистическая система, призванная развивать каждого ребенка, его способности к развитию и саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию. Изменения в теории и практике воспитания детей с недостатком слуха требуют переосмысления форм и средств, условий и содержания воспитания детей.
    Конвенция ООН о правах ребенка записала, что «государства – участники признают, что неполноценный в умственном и физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества». Для выполнения поставленной задачи важна не только и не столько организация обучения детей с нарушением развития, а подготовка выпускника школы к самостоятельной жизни в обществе и выполнению основных социальных функций: семьянина, труженика, активного члена общества, гражданина своей страны. Иными словами, для обеспечения достойной жизни глухих в обществе необходимо решение проблемы их социализации. Проблема полноценной социализации может быть решена службой социальной поддержки таких детей. Социальное сопровождение – одна из необходимых отраслей социальной службы.
    В настоящее время появилась необходимость полноценной адаптации к жизни детей, имеющих нарушения слуха. Это возможно осуществить наладив процесс социального сопровождения таких детей. Поэтому тема организации социального сопровождения детей с нарушением слуха является актуальной.
    Цель работы – изучить особенности социального сопровождения детей с нарушением слуха.
    Задачи:
    1. Изучить современное состояние проблемы социального сопровождения детей с нарушениями слуха на основе анализа литературы по теории социальной работы и выявить трактовки понятия «социальное сопровождение»;
    2. Изучить особенности детей, имеющих нарушения слуха;
    3. Рассмотреть особенности социального сопровождения детей с нарушениями слуха;

    Общая характеристика детей с нарушением слуха в аспекте социальной адаптации
    1.1. Психологическая характеристика детей с нарушением слуха
    В России 200 000 глухих и слабослышащих детей. Не обладая возможностью слышать, они плохо говорят. Глухота часто связана с другими дефектами.
    Незначительное нарушение слуха лишь слегка замедляет спонтанное речевое и языковое развитие, однако приводит к затруднениям в восприятии того, что говорят другие.
    Нарушение слуха средней тяжести замедляет спонтанное языковое и речевое развитие, но не исключают его полностью.
    Тяжелое нарушение слуха и глухота приводят к тому, что спонтанное языковое и речевое развитие сильно замедляется или полностью исключается. Поэтому можно сказать, что глухой - это тот, кому из-за ослабления слуха необходимо общаться с другими при помощи языка жестов. Для глухих зрение играет существенную роль в восприятии речи (считывание по губам). При разговоре, как правило, используется язык жестов в сочетании с движениями губ. [12]
    Из-за трудностей выявления нарушения слуха у людей с задержкой развития неизвестно, у скольких из них он ослаблен, однако по результатам некоторых исследований можно предположить, что у более 8% из них имеется тяжелое нарушение слуха
    Врожденная глухота иначе сказывается на человеке, чем приобретенная во взрослом возрасте. В последнем случае, разумеется, человеку психически тяжело, когда он не воспринимает того, что говорят другие, и когда он иногда чувствует себя одиноким из-за невозможности общаться с другими людьми. Но последствия врожденного тяжелого повреждения слуха значительно серьезнее из-за того, что отсутствие слуха сильно препятствует возможности ребенка освоить речь и язык.
    Язык является естественным инструментом для выражения мыслей и важнейшим орудием для приобретения знаний и взаимного обмена информацией. Но языковое общение является также основой человеческой общности и понимания. С помощью языка мы можем выражать чувства, мнения, пожелания и оценки, а также вести друг с другом диалог, что сильно способствует нашему эмоциональному и социальному развитию и является существенной предпосылкой для позитивного личностного развития.
    Дети осваивают язык, когда слышат, как говорят родители и другие окружающие их люди. Прислушиваясь к постоянно повторяющимся словам, ребенок постепенно учится различать их и связывать с предметами, людьми и ситуациями. Слова приобретают смысл или значение. Этот естественный путь к языку для ребенка с тяжелым нарушением слуха в большей или меньшей степени закрыт. Хотя в любом случае необходимо интенсивно тренироваться и использовать остаточный слух, если таковой сохранился, крайне важно, чтобы с ранних лет тренировки были направлены на то, чтобы научить ребенка восприятию вибрации, привить чувство ритма, способность к считыванию и к использованию органов зрения и т. д. Но главное, чтобы ребенок с самого раннего возраста мог научиться языку жестов. [16]
    Пострадавший ребенок должен получать немедленную развивающую помощь. Обучение детей с тугоухостью должно начинаться с момента выявления нарушения слуха.
    В основе психического развития аномальных детей, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы. Следует отметить, что дети с нарушениями слуха делятся на слабослышащих и глухих, и их развитие познавательной деятельности и личности отличаются, имеют свои особенности.
    Развитие познавательной сферы у ребенка, имеющего нарушения слуха.
    Вопросами развития познавательной деятельности у детей с нарушениями слуха в нашей стране занимались Т.А.Григорьева, Л.В.Занков, Д.М.Маянц, М.М.Нудельман, Т.В.Розанова, В.А.Синяк, И.М.Соловьев, Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф, Н.В.Яшкова и другие.
    Ощущение - элементарный психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, действующих на наши органы чувств.
    Восприятие – представляет собой целостный образ предметов и явлений.
    Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий. Исследования показывают, что у значительной части глухих детей ( около 40%) имеются те или иные остатки слуховых ощущений. Иногда они значительны и могут быть использованы в процессе обучения. В процессе длительных занятий и упражнений с использованием ЗУА остаточная слуховая функция у глухих детей активизируется. При этом улучшение слуховой функции идет не вследствие восстановления анатомо-физиологических механизмов слуха, а путем активизации и выработки у ребенка навыков использования уже имеющихся остатков слуха [12].
    В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у глухих особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих детей (Л.В.Занков, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф, К.И.Вересотская), а в ряде случаев развиты лучше. Глухие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок. Слышащие дети чаще, чем глухие, путают и смешивают сходные цвета – синий, фиолетовый, красный, оранжевый. Глухие дети более тонко дифференцируют оттенки цветов. Рисунки глухих детей содержат больше частностей и деталей, чем рисунки слышащих сверстников. Более полными оказываются и рисунки по памяти. Глухим детям труднее даются рисунки, которые выражают пространственные отношения. (Л.В.Занков, И.М.Соловьев). У глухих аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим.
    Глухой может воспринимать речь говорящего, опираясь, главным образом, на зрительные восприятия. Каждая фонема нашего языка имеет свой соответствующий артикулярный образ. Глухой ребенок зрительно воспринимает и запоминает этот образ. В дальнейшем в процессе длительных упражнений глухой может различать зрительно артикуляторные образы целых слов.
    Кроме зрительных ощущений, важную роль в процессе познания у глухих играют также осязательные и двигательные ощущения/
    У человека существует тесная связь между двигательным и слуховым анализаторами. Она ярко выявляется при поражении слухового анализатора, когда вследствие исключения звуковых раздражений и отсутствия воздействия этих раздражений на речедвигательный анализатор наступает немота [12].
    При частичном нарушении функции слухового анализатора речевые движения становятся вялыми, невнятными, плохо дифференцированными. У глухих детей потеря слуха отрицательно влияет не только на двигательные ощущения артикуляторного, но и на двигательные ощущения дыхательного аппарата.(И.М.Соловьев, Ф.А.Рау). Многие сурдопедагоги (В.И.Флери, Н.М.Лаговский, Ф.А.Рау) обращали внимание на особенности двигательных ощущений глухих детей. указывая на некоторую дискоординацию движений у глухих, неуклюжесть и неловкость их походки. Они объясняли это поражением вестибулярного аппарата, а также нервных окончаний двигательного анализатора. По мнению И.М.Соловьева, причина скорее в отсутствии слухового контроля при выполнении движений. Может быть, именно поэтому глухим детям так трудно дается овладение некоторыми спортивными и трудовыми навыками, требующими тонкой координации и равновесия движений.
    Двигательные ощущения играют важную роль в овладении глухими детьми устной речью. Слышащий ребенок при ошибке или неправильном произношении звука для исправления пользуется слуховым контролем, а глухой – опирается на кинестетические ощущения, получаемые от движений артикуляторного аппарата. Двигательные ощущения для глухих – средство самоконтроля, база, на которой формируется речь, особенно такие ее формы, как устная, дактильная, мимическая(при классической системе обучения глухих).
    Осязательные ощущения (ощущения тактильные, температурные, двигательные) у глухих детей младшего возраста развиты плохо.(И.М.Соловьев). Они не умеют пользоваться этим сохранившимся анализатором. Получив новый предмет, они начинают манипулировать им, что несущественно для процесса осязания, или прикасаться к его поверхности лишь кончиками пальцев, не используя всю поверхность ладони, все пальцы.
    Внимание-это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
    Для неслышащих характерны неустойчивое состояние вегетативной системы, утомляемость, нарушение моторики, лабильность эмоциональной сферы [13].
    На всех этапах школьного обучения продуктивность внимания глухих учащихся остается более низкой по сравнению со слышащими сверстниками.
    Зрительный анализатор глухих принимает почти все раздражения на себя. По мере развития охранительного торможения в зрительных анализаторах происходит иррадиация тормозного процесса по коре головного мозга, захватывая и другие корковые центры. Резкое удлинение зрительной реакции у глухих к обеденному перерыву и к концу дня связано с наступлением общего утомления организма, т. е. снижается функциональное состояние нервных центров.
    У глухих школьников в большей мере, чем у слышащих продуктивность внимания зависит от характера предъявляемой информации: буквы, цифры, фигуры и т.п. [15].
    На протяжении дошкольного возраста устойчивость внимания меняется – от 10-12 мин. В начале данного возрастного периода до 40 мин. В его конце.
    Наибольший темп развития произвольного внимания у глухих приходится на подростковый период (у слышащих оно формируется на 3-4 года раньше).
    Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение социального опыта глухими детьми значительно затруднено, и тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком спонтанно, естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и серьезных волевых усилий.
    Запоминание и воспроизведение нарисованных знакомых изображений глухими учащимися 3-4-х классов имеет свои особенности. В репродукциях глухих были отличия от оригинала: в них появлялись частности, отсутствующие в показанном изображении (дополнения); наряду с появлением нового рисунки детей оказывались порою беднее деталями (выпадение деталей); иногда объект был воспроизведен в ином положении, чем в оригинале (пространственное смещение); объекты воспроизводились в иных размерах. У глухих такие особенности воспроизведения запоминания объектов встречаются значительно чаще, чем у слышащих сверстников.
    Непреднамеренное или непроизвольное запоминание (нет цели запомнить материал, материал закрепляется без волевых усилий) у глухих дошкольников и школьников не уступает своим слышащим сверстникам. (Т.В.Розанова). Образный материал глухие школьники непосредственно запоминают более успешнее, чем слышащие, так как у них зрительный опыт богаче (зрительное запоминание). (В.В.Синяк, М.М.Нудельман). Но в то же время можно встретить в литературе данные, что в дошкольном возрасте глухие хуже запоминают места расположения предметов, в младшем школьном возрасте – путают места расположения предметов, сходных по изображению или реальному функциональному назначению (Т.Г.Богданова, 2002).


      Скачать полную версию - deti-s-narusheniem-slukha.rar [32.06 Kb] (cкачиваний: 64)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©