.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта
    Подарочная коробка упаковка Изготовление упаковки. Статьи о производстве упаковки. Статьи об упаковке mahapack.ru Снять квартиру Посуточная аренда квартир. Квартиры, комнаты, офисы. Аренда квартир arendaspb24.ru

    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Индивидуальный стиль деятельности и роль темперамента.
    Раздел: Материалы » Курсовые работы | 21 03 08 | Автор:bizdrya | просмотров: 8022 | печать
     (голосов: 0)

    Содержание

    Введение 3
    Глава 1. Индивидуальный стиль деятельности и роль темперамента 5
    Глава 2. Выявление взаимосвязи темперамента и индивидуального стиля деятельности 12
    2.1. Организация и проведение исследования 12
    2.2. Анализ результатов исследования 16
    2.2.1. Виды корреляционных взаимосвязей 16
    3.2.2. Вычисление коэффициента ранговой корреляции по Ч.Спирмену 18
    2.2.3.Определение статистической значимости коэффициента корреляции 21
    Заключение 25
    Список литературы 27
    Приложение 29

    Введение

    В последнее время исследования личности профессионала ведутся в двух направлениях. Во-первых, чрезвычайно много работ посвящено изучению отдельных индивидуально-психологических особенностей личности в труде. Интерес к этому направлению обусловлен тем, что с экспериментальной точки зрения проще осуществить углубленное изучение одной или нескольких черт личности, нежели исследовать целостную личность. Большинство имеющихся методик также направлено на диагностику отдельных черт или их комплексов. Постановка в форме наблюдения одного свойства личности позволяет более глубоко и подробно проследить проявление этого свойства в профессиональной деятельности и его влияние на процесс, и результат работы. Зачастую работы этого направления идут от запросов практики и посвящены какому-либо конкретному виду профессиональной деятельности [9, 326].
    Необходимо отметить еще один момент, что любая деятельность требует от человека определенного стиля поведения, не говоря уже о том, что необходима предрасположенность к этой (конкретной) деятельности.
    Таким образом, цель данной работы – исследование взаимосвязи между темпераментом человека, как внутренней предрасположенности, с индивидуальным стилем деятельности.
    Задачи данной работы:
     изучить теоретическую литературу по данной теме;
     раскрыть роль темперамента в индивидуальном стиле поведения;
     провести исследовательскую работу на выявление взаимосвязи темперамента и стиля поведения;
     провести математико-статистическую обработку (выявить коэффициент корреляции) полученных результатов исследования;
     сформулировать результаты исследования.
    В качестве гипотезы, нами было выдвинуто предположение, что индивидуальный стиль поведения (направленность личности) взаимосвязан с определенным типом темперамента человека.
    Объект исследования данной работы – темперамент и его типы.
    Предмет исследования – влияние темперамента на индивидуальный стиль поведения.
    Методы, которые использовались при написании данной работы:
     метод теоретического анализа литературы;
     метод анкетирования;
     метод математико-статистической обработки результатов.
    База исследования – студенты психологического факультета Новосибирского гуманитарного института (группа ПД-21 и группа ПД-22) в количестве – 35 человек.

    Глава 1. Индивидуальный стиль деятельности и роль темперамента

    Деятельность – совокупность действий, выполняющих определенную функцию. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в которой реально выявляются свойства личности.
    С.Л.Рубинштейн отмечает, что психологическое изучение деятельности включает в себя изучение функций и процессов, как необходимый и существенный психологический компонент.
    Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направляется, и мотивов, из которых она исходит. Мотивы человеческой деятельности многообразны, поскольку проистекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни [22, 261].
    Если обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям, то они будут соответ¬ствовать общим потребностям, которые можно обнаружить прак¬тически у всех без исключения людей, а точнее — видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это — игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.
    Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
    Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченно¬го развития.
    Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней выделяют действия и операции как основные составляю¬щие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией называют способ осуществления действия. Сколь¬ко есть различных способов выполнения действия, столько мож¬но выделить различных операций.
    Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бес¬сознательно контролируемые приемы деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
    Умения — это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно вы¬полнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций.
    Навыки — это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознатель¬ного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком так¬же можно назвать автоматизированный компонент действия.
    Большое значение в формировании всех типов умений и на¬выков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматиза¬ция навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и на¬выков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систе¬матических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.
    Еще один прием деятельности — привычка. От умения и навы¬ков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получе¬ние какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре слож¬ных умений), то привычки являются негибкой (часто и неосоз¬нанной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически.
    Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
    Самостоя¬тельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демон¬стрируют образцы деятельности и включают человека в совмес¬тную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основ¬ную линию интериоризации, в ходе которой формируются пси¬хологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.).
    Деятельность всегда носит продуктивный харак¬тер, т. е. ее результатом являются преобразования, как во внеш¬нем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, спо¬собностях и т. д.
    В зависимости от того, какие изменения игра¬ют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выде¬ляются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.).
    Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике че¬ловека и ее динамическим особенностям определенные требова¬ния, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной дея¬тельности («воины»), сангвиники — для организаторской деятель¬ности («политики»), меланхолики — для творческой деятельно¬сти в науке и искусстве («мыслители»), флегматики — для пла¬номерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для не¬которых видов деятельности, профессий противопоказаны опре¬деленные свойства человека, например, для деятельности лет¬чика-истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы. Следовательно, флегматики и ме¬ланхолики психологически мало пригодны для подобной дея¬тельности [8, 44-57].
    Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психичес¬ких состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От тем¬перамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).
    Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
    Первый путь — профессиональный отбор, одна из задач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.
    Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный под¬ход).
    Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования поло¬жительного отношения к деятельности и соответствующих мо¬тивов.
    Четвертый, основной и наиболее универсальный путь при¬способления темперамента к требованиям деятельности — фор¬мирование ее индивидуального стиля [11, 40].
    Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную сис¬тему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных ре¬зультатов деятельности [26, 38].
    Темперамент накладывает отпечаток на способы поведе¬ния и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей не¬принужденно, новая необычная ситуация его только возбужда¬ет, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и дол¬го не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и, в конце концов, влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь воз¬никает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.
    Продуктивность работы человека тесно связана с особен¬ностями его темперамента. Так, особая подвижность сангви¬ника может принести дополнительный эффект, если работа тре¬бует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламен¬тированность деятельности, приводит его к быстрому утомле¬нию. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
    В поведенческом общении можно и нужно предвидеть осо¬бенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекват¬но на них реагировать.
    Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность [15, 20-22].
    И. П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности (ВИД): мыслительным, художе¬ственный, средний. Представители мыслительного типа (пре¬обладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному ана¬лизу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логичес¬кому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдер¬жанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются матема¬тикой, философией, им нравится научная деятельность.
    У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышле¬ние образное, на него накладывает отпечаток большая эмоцио¬нальность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует, прежде всего, ис¬кусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это ти¬пичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей». Большинство людей (до 80%) отно¬сятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере не¬значительно преобладает рациональное или эмоциональное на¬чало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств.
    Современные исследования подтвердили, что правое и ле¬вое полушария имеют специфические функции, и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.
    В реальной жизни человека нередко возникает насущная необходимость проведения психодиагностики не только детей, но и взрослых людей. Поводы для этого могут быть самые различные.
    Все взрослые люди имеют между собой много общего, что необходимо учитывать при проведении их психодиагностики. Они же обладают и некоторыми специфическими качествами, которые проявляются в деятельности и от кото¬рых напрямую зависит ее успешность [3, 21].
    Отбирая методы психодиагностики, мы, прежде всего, учитывали роли, выполняемые взрослыми людьми, всеми студентами учебных заведений. Еще до подробного рассмотрения этих методов целе¬сообразно поставить и обсудить общие вопросы, связанные с пси¬ходиагностикой взрослых людей.
    Психологические проблемы, характерные для большинства взрослых людей, заметно отличаются от аналогичных проблем, свойственных детству и юности. Дошкольные, младшие школь¬ные годы, отрочество и ранняя юность — это четыре периода че¬ловеческой жизни, которые отличаются психологическим отсут¬ствием для детей и молодых людей прошлого, которое необхо¬димо оценивать, планируя настоящее и будущее. То, к чему ребенок стремится в своих мечтах, мало обосновано опытом его прошлой жизни; настоящее, со своей стороны, настолько увлекает детей, что они совершенно забывают, а порой и просто не подозревают о том, что оно есть путь к будущему [12, 49-50].
    Психология взрослых людей — иная. У них прошлое, настоя¬щее и будущее друг без друга уже практически не существуют, чем старше становится человек, тем теснее они переплетаются между собой. Свое будущее взрослый человек строит, ориенти¬руясь на прошлый опыт, и, делая из него разумные выводы, при¬нимает решение о том, как жить дальше. Настоящее он также соизмеряет с прошлым и, в свою очередь, использует для того, чтобы лучше подготовиться к будущему.
    Взрослых людей волнуют в самопознании другие проблемы, чем детей, подростков и юношей. Если дети и подростки в ос¬новном интересуются своими физическими, волевыми качест¬вами, а юноши еще и моральными, то взрослых в самопознании в основном занимают деловые характеристики, и в первую очередь — те, которые связаны со способностями, проявляются в личном и деловом общении с людьми и вызывают с их стороны определенные реакции [25, 100].


      Скачать полную версию - individualnyjj-stil-dejatelnosti-i-rol.rar [40.84 Kb] (cкачиваний: 3)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©