.: Навигация

.: Кафедры
  • Машины и технология литейного производства
  • Машины и технология обработки металлов давлением
  • Химии
  • Технологии металлов и металловедения
  • Электротехники, вычислительной техники и автоматизации
  • Теоретической механики
  • Теории механизмов и машин
  • Кафедра технологии машиностроения
  • Сопротивление материалов и теории упругости
  • Триботехника
  • Турбиностроение и средства автоматики
  • Высшей математики
  • Менеджмента
  • Экономики и предпринимательства
  • Истории и общей экономической теории
  • Философии
  • Безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     
    .: Голосование

    Корочка нужна
    Без образования никуда
    От армии кошу



    .: Самые читаемые
    » Культура России 18 века
    » Курсовая работа по ТАУ - 4 курс
    » Реферат по истории "Культура 18 века России"
    » Реферат по истории "Первая мировая война 1914-1918 года" - 1 курс
    » Реферат по экологии "Общие экологические проблемы городов мира."
    » Роль знаний в жизни индивида
    » Курсовой проект по "Детали машин" - 4 курс
    » Пример отчета по практике
    » Общая химия. Основные классы неорганических соединений.
    » Шпоргалка по истории "все основные даты" - 1 курс
    » Курсовая работа по "ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ НАДЁЖНОСТИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ"
    » Основные законы химии
    » КУРСОВАЯ РАБОТА: Кадровые стратегии организации
    » Как правильно самому написать реферат
    » МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    » Исторические даты. История за 1 курс.
    » Курсовая работа по "Токарные и токарно-винторезные станки"
    » Химическая кинетика и равновесие.
    » Курсовой проект по надежности "НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ"
    » Шпоргалки по истории
    » ТСА Лекция. Технические средства систем автоматизации
    » Все уроки по английскому языку ( юниты unit )
    » Курсовой проект - Автоматизированный электропривод
    » Химия. Таблица кислот.
    » Конспект история техники. Весь констпект.

    .: Спонсоры проекта
    Женские сапоги Alba из натуральной кожи изготовление фундаментных болтов Автоматика ворот Автоматика для ворот, доступные цены, доставка, монтаж, обслуживание vorota.info Скрабы для тела lancome. Скрабы для тела маски грязевые . nailclub.ua Продажа квартир в Королеве - купить квартиру бутово . atlant-invest.ru

    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Декабрь 2009 (1)
    Июль 2009 (45)
    Июнь 2009 (38)
    Май 2009 (41)
    Апрель 2009 (42)
    Март 2009 (40)
    Февраль 2009 (41)
    Январь 2009 (47)
    Декабрь 2008 (47)
    Ноябрь 2008 (48)
    Октябрь 2008 (42)
    Сентябрь 2008 (45)
    Август 2008 (45)
    Июль 2008 (44)
    Июнь 2008 (44)
    Май 2008 (48)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (47)
    Февраль 2008 (47)
    Январь 2008 (45)
    Декабрь 2007 (41)
    Ноябрь 2007 (51)
    Октябрь 2007 (47)
    Сентябрь 2007 (39)
    Август 2007 (49)
    Июль 2007 (44)
    Июнь 2007 (41)
    Май 2007 (42)
    Апрель 2007 (35)
    Март 2007 (37)
    Февраль 2007 (31)
  •  

    Поиск по сайту:

    Музыкальный мир XX века
    Раздел: Материалы » Рефераты | 29 01 08 | Автор:Виталий | просмотров: 40633 | печать
     (голосов: 17)



    .: Интересное
  • Аналит справка - 2.
  • Музыкальное воспитание.
  • Культура России 18 века
  • Реферат по истории "Культура 18 века России"
  • Реферат по истории "Искусство России в ХVIII веке"

  • План

    I. Введение…………………………………………………………….2
    II. Основная часть……………………………………………………..4
    2.1. Музыка конца XIX – начала XX века, появление новых направлений – импрессионизма, неоклассицизма……………………..4
    2.2. Музыка в контексте бурных исторических процессов, экспрессионизм и музыкальный авангард……………………………….9
    2.3. Новые виды музыкального искусства XX века – джаз, рок-музыка…………………………………………………………………………15
    III. Заключение………………………………………………………...20
    IV. Список использованной литературы…………………………..21


    I. Введение
    “Нет на земле живого существа,
    Столь жестокого, крутого, адски злого,
    Чтоб не могла, хотя на час один,
    В нём музыка свершить переворота...”

    Вильям Шекспир

    Музыка... Она всегда с нами, с момента рождения и до последнего вздоха. Она приносит счастье, радость, утешение, опору, силу, является поддержкой в трудных жизненных ситуациях. Многие русские и зарубежные композиторы оставили значительный след в истории музыкального искусства. Их произведения давно вошли в сокровищницу музыкальных творений всего мира. Так что же такое музыка?
    На этот вопрос пытались ответить не только музыканты, но и мастера слова, кисти, да и простые слушатели. Музыка (lat. “musica”) – искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях ритмически-организованных звуков и тонов . Большинство музыкальных теоретиков исходят из того, что музыкой называется только та музыка, которая намеренно создаётся людьми. Музыка сочиняется, большей частью, для людей, для публики. Вместе с тем почти любая музыка находится в определённом общественном контексте и имеет конкретную цель. Она создаётся в определённое время (в пределах истории) или пишется и ориентируется на определенные образцы (традиционные направления в пределах музыки).
    ХХ век для музыки был достаточно плодотворным. В это время произошло множество событий, в том числе, трагичных, - которые в той или иной степени влияли на музыкальный стиль, на актуальность того или иного понятия, а также другие факторы, которые в конечном итоге складывали общее состояние музыки на этот период.
    В своём реферате мне хотелось обозначить направления музыки XX века, дать их краткую характеристику, рассказать об истории их возникновения и ярких представителях каждого течения.



    II. Основная часть
    2.1. Музыка конца XIX – начала XX века, появление новых направлений – импрессионизма, неоклассицизма

    На рубеже XIX-XX столетий в европейской культуре сосуществовали разные художественные направления. Одни развивали традиции XIX века, другие возникли в результате творческих поисков современных мастеров. Самым значительным явлением музыкального искусства стал поздний романтизм. Его представителей отличал повышенный интерес к симфонической музыке и грандиозным масштабам сочинений. Для своих произведений композиторы создавали сложные философские программы . Многие композиторы стремились в своем творчестве к продолжению романтических традиций прошлого, например, С.В. Рахманинов (1873-1943), Рихард Штраус (1864-1949). Я бы хотела подробнее остановиться на этих двух представителях стиля позднего романтизма. Рихард Штраус
    На стиль Рихарда Штрауса оказали серьезное влияние произведения Шопена, Шумана, Мендельсона. Под влиянием музыки Рихарда Вагнера Штраус обратился к опере. Первое сочинение подобного рода – «Гунтрам» (1893 г.). Это романтическое произведение; его музыкальный язык несложен, мелодии красивы и напевны.
    С 1900 года опера стала ведущим жанром в творчестве Рихарда Штрауса. Произведения композитора отличает простота и ясность музыкального языка, в них автор использовал бытовые танцевальные жанры.
    Творческая деятельность Штрауса продолжалась более семидесяти лет. Начинал композитор как поздний романтик, затем пришел к экспрессионизму и, наконец, обратился к неоклассицизму.
    В творчестве Сергея Васильевича Рахманинова – композитора и пианиста-виртуоза – гармонично соединились традиции русского и европейского искусства. Для большинства музыкантов и слушателей сочинения Рахманинова – художественный символ России. Музыка Рахманинова – важная часть позднего романтизма Европы. После 1917 года Рахманинов был вынужден жить за границей – в Швейцарии и США. Его композиторская и особенно исполнительская деятельность стали явлением, без которого невозможно представить себе культурную жизнь Запада 20-40 гг. XX века.
    Наследие Рахманинова (на рисунке слева) включает в себя оперы и симфонии, камерно-вокальную и хоровую музыку, но больше всего композитор писал для фортепиано. Он тяготел к мощной, монументальной виртуозности, стремился уподобить фортепиано по богатству красок симфоническому оркестру.
    Творчество Рахманинова соединяет разные эпохи и культуры. Русским музыкантам оно позволяет почувствовать свою глубокую связь с европейскими традициями, а для музыкантов Запада Рахманинов открывает Россию – показывает её подлинные духовные богатства.
    В последней трети XIX столетия появилось новое направление – импрессионизм (фр. impressionisme, от impression – «впечатление»), первоначально оно появилось во французской живописи. Музыканты-импрессионисты стремились передать тонкие и сложные ощущения, добивались изысканности и утонченности звучания. Именно поэтому им был близок литературный символизм (70-е гг. XIX в. – 10 гг. XX в.), зародившийся также во Франции. Символисты исследовали сферы неизведанные и таинственные, пытались познать «идеальный мир», скрытый под покровом действительности. Композиторы-импрессионисты нередко обращались к поэзии и драматургии символизма.
    Основоположник музыкального импрессионизма – французский композитор, пианист и дирижер Клод Дебюсси (1862-1918). В его творчестве на первый план вышла гармония (а не мелодия), важная роль отводилась красочности звучания оркестра. Главными стали нюансы звучания, которые, как и в живописи, отражали оттенки настроений, чувств и впечатлений. Клод Дебюсси
    Композитор создал ряд произведений, принёсших ему широкое признание публики. Яркими образцами импрессионизма стали симфонические произведения Дебюсси – прелюдия «Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны», «Море».
    Усложнение языка и форм музыки, проявившееся сначала в позднем романтизме, а затем и в других течениях, вызвало к жизни неоклассицизм (греч. neo – «новый»). Он появился в европейской музыке в первой четверти XX столетия. Композиторы стремились вернуться к ясности гармоний, простоте мелодий и форм, красоте и доступности музыкального языка. Они обращались к полифонии, возрождали клавесинную музыку XVIII века. Возник интерес к старинным концертным жанрам – сюите, кончерто гроссо и др. Макс Регер
    Черты позднего романтизма и неоклассицизма соединились в творчестве немецкого композитора и дирижера Макса Регера. Он писал для органа, оркестра, фортепиано, скрипки, альта, камерных ансамблей. Регер стремился осмыслить наследие XVIII века, особенно опыт Иоганна Себастьяна Баха, и в своих произведениях обращался к музыкальным образам ушедшей эпохи. Однако, будучи человеком рубежа XIX-XX столетий, Регер насыщал музыку оригинальными гармониями и необычными тембрами.
    Неоклассицизм стал одним из противопоставлений романтической традиции XIX века, а также течениям, связанным с ней (импрессионизму, экспрессионизму, веризму и т. д.). Кроме того, усилился интерес к фольклору, который привел к созданию целой дисциплины – этномузыкологии , занимающейся изучением развития музыкальной фольклористики и сравнением музыкально- культурных процессов у различных народов мира. Некоторые обращаются к истокам древних культур (Карл Орф) или всецело опираются на народное творчество (Леош Яначек, Бела Барток, Золтан Кодай). Вместе с тем композиторы активно продолжают экспериментировать в своих сочинениях и открывают новые грани и возможности гармонического языка, образов и структур.
    Падение эстетических принципов XIX века, политический и экономический кризис начала нового столетия, как ни странно, способствовали образованию нового синтеза, обусловившего проникновение в музыку других видов искусств: живописи, графики, архитектуры, литературы и даже кинематографии. Однако общие законы, главенствовавшие в композиторской практике со времен И.С. Баха, были нарушены и преобразованы.
    На рубеже XIX-XX столетий завершился длительный и сложный процесс освоения русскими музыкантами традиций, стилей и жанров европейской культуры. К концу XIX в. Петербургская и Московская консерватории стали солидными учебными заведениями. Из их стен вышли все выдающиеся композиторы той эпохи и немало прекрасных исполнителей. Сложились школы инструменталистов, певцов и танцовщиков. Русское оперное и балетное искусство покорило европейскую публику. В развитии музыкального театра важную роль сыграли Императорский Мариинский театр в Петербурге и Московская частная русская опера, созданная российским промышленником и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым (1841 - 1918). Императорский Мариинский театр
    В русской музыке рубежа веков переплелись черты позднего романтизма и импрессионизма. Велико было влияние литературно художественных направлений, и прежде всего символизма. Однако крупные мастера вырабатывали собственные стили. Их творчество трудно отнести к какому-либо определённому течению, и это - доказательство зрелости русской музыкальной культуры .
    2.2. Музыка в контексте бурных исторических процессов, экспрессионизм и музыкальный авангард

    Первое впечатление, которое складывается при знакомстве с музыкой 20 века, будто между музыкальным искусством нового времени и всех предшествующих столетий лежит пропасть - столь значительны различия в звуковом облике произведений.
    Даже сочинения 10-30 гг. XX века представляются излишне напряжёнными и резкими по звучанию. На самом деле, музыка 20 столетия, точно так же, как и в предшествующие века, отражала духовный и эмоциональный мир людей, ведь темп жизни человека ускорился, стал более жёстким и напряжённым.
    Трагические события и противоречия - войны, революции, научно-технический прогресс, тоталитаризм и демократия, не только
    обострили душевные переживания, присущие людям, но и поставили человечество на грань уничтожения. Именно поэтому,
    тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке 20 века. Не менее важной оказалась для искусства и тема самопознания личности.
    Двадцатый век ознаменовался множеством нововведений в искусстве и литературе, связанных с катастрофическими изменениями в общественном сознании в период революций и мировых войн. В конце XIX и в начале XX века, а особенно в предоктябрьском десятилетии, через всё русское искусство, и в частности музыку, проходит тема ожидания великих перемен, которые должны смести старое, несправедливое общественное устройство. Далеко не все композиторы осознавали неизбежность, необходимость революции и сочувствовали ей, но предгрозовую напряжённость ощущали все или почти все.
    Новое содержание, как водится, требовало новых форм, и многие композиторы пришли к идее радикального обновления музыкального языка. Прежде всего, они отказались от традиционной европейской системы ладов и тональностей. Появилось понятие атональная музыка. Это музыка, в которой четкая система тональностей на слух не определяется, а аккордовые созвучия (гармонии) связываются друг с другом свободно, без соблюдения строгих правил.
    Другой важной особенностью музыкального языка XX века стали необычные звучания. Чтобы передать образы современной жизни, использовали необычные шумовые эффекты (лязг и скрежет металла, грохот станков и другие "промышленные" звуки), изобретали новые инструменты. Однако более интересные результаты дал другой путь. Композиторы экспериментировали с традиционными инструментами: смешивали тембры, играли в непривычных регистрах, изменяли технические приёмы. И оказалось, что классический симфонический оркестр или оперные формы могут прекрасно показать жизнь города с его сложной системой звуков и шумов, а главное - непредсказуемые повороты мысли и "изломы" психики человека конца II тысячелетия.
    Однако новаторские поиски вовсе не привели к отказу от традиций. Именно XX век возродил музыкальное наследие ушедших эпох. После двухсот трёхсот лет забвения вновь начали звучать произведения Монтеверди, Корелли и Вивальди, немецких и французских мастеров XVII в.
    Коренным образом изменилось отношение к фольклору. В XX столетии появляется новое течение - неофольклоризм (от греч. "neos" - "новый" и "фольклор"). Его сторонники призывали использовать народные напевы, записанные в глубинных сельских районах, не "приглаженные" на городской лад. Войдя в сложную ткань симфонии, сонаты или оперы, такая песня привнесла в музыку невиданную доселе страстность, богатство красок и интонаций.
    На рубеже XIX-XX столетий в европейской культуре сложилось новое художественное направление - экспрессионизм (от лат. expressio - "выразительность"). Его представители отражали в своих произведениях трагическое мироощущение человека эпохи Первой мировой войны - отчаяние, боль, страх одиночества. "Искусство есть крик о помощи тех, кто переживает в себе судьбу человечества", - писал основоположник экспрессионизма в музыке Арнольд Шёнберг (1874-1951). Арнольд Шёнберг
    Музыкальный экспрессионизм сложился в Австрии, точнее, в её столице, Вене. Его создатели - Арнольд Шёнберг, Альбан Берг и Антон Веберн. Творческое содружество композиторов вошло в историю музыки под названием новая венская (нововенская) школа. Каждый из мастеров прошёл в искусстве собственный путь, но в их произведениях есть и немало общего. Прежде всего - трагический дух музыки, стремление к острым переживаниям и глубоким потрясениям. За тем - напряжённый духовный поиск, желание во что бы то ни стало обрести религиозные и нравственные идеалы, утраченные большинством современных людей. Наконец, все три композитора разрабатывали единый метод сочинения музыки - додекафонную систему, резко изменившую традиционные представления о ладовом и гармоническом устройстве произведения.
    Творчество Шёнберга решает одну главную задачу - выражает средствами музыки человеческие страдания. Тяжёлые, томительные предчувствия, ощущение тоскливого ужаса великолепно переданы уже в раннем произведении - Пять пьес для оркестра (1909 г.). По настроению и форме это камерные прелюдии, но написаны они для большого симфонического оркестра, и тонкая, прозрачная звукопись чередуется в них с мощными "вскрикиваниями" духовых и ударами литавр.
    Результатом размышлений Шёнберга над событиями Второй мировой войны стала кантана "Уцелевший из Варшавы" (1947 г.) для чтеца, хора и оркестра. В качестве текста использованы подлинные рассказы очевидцев расправы гитлеровцев над жителями еврейского гетто в Варшаве. Музыка этого масштабного сочинения, построенная на одной серии, выдержана в лучших традициях экспрессионизма - она сложна, трагична и обострённо эмоциональна. Композитор словно пытается представить своих героев перед лицом Бога и Вечности и тем самым показать, что их страдания были не напрасны. Кантата завершается пением молитвы, и её музыка, основанная на звуках той же серии, органично вырастает из трагического мрака предыдущих частей.
    Новые условия социальной действительности оказали воздействие на всю художественную культуру в целом, с одной стороны, дав новое дыхание классической традиции, а с другой – породив новое искусство – авангардизм (от фр. “avant-garde” –впереди идущий), или модернизм (от лат. “modernus” – новый, современный), наиболее полно отражавшее лицо времени. По существу, термином «модернизм» обозначаются художественные тенденции, течения, школы и деятельность отдельных мастеров ХХ века, провозгласивших свободу выражения основой своего творческого метода.
    Движение музыкального авангарда охватывает 50-90е гг. XX столетия. Оно возникло после Второй мировой войны далеко не случайно: потрясения военного времени, а за тем и резкое изменение уклада жизни вызвали разочарование в нравственных и культурных ценностях предшествующих эпох. Представителям поколения 50-60х гг. хотелось чувствовать себя свободными от традиций, создать собственный художественный язык.
    К музыкальному авангардизму относят обычно так называемую конкретную музыку, основанную на свободе тоновых созвучий, а не на гармоническом ряде: соноризм – один из видов современной композиторской техники, использующей главным образом красочные звучания (лат. “sonorus” — звучный, шумный) и практически игнорирующий точные звуковысотные связи , электронную музыку.
    Первые поиски в направлении авангардизма были предприняты еще в самом начале ХХ века русским композитором А.Н. Скрябиным. Одних слушателей его музыка покоряла вдохновенной силой, других – возмущала необычностью. А.Н. Скрябин
    Поиски новых методов творчества вызвали к жизни немало необычных стилей. Композиторы в качестве "классических" инструментов используют электронную звукозаписывающую и звуковоспроизводящую технику - магнитофон, синтезатор, а в последние годы - компьютер. Появление электронной музыки было вызвано желанием привлечь внимание к "классике" миллионов любителей эстрады и рока (где электронным инструментам принадлежит ведущее место). Однако композиторы, работающие в этой области, преследуют и другую цель. Они пытаются исследовать сложные отношения человека с миром техники, которая всё сильнее подчиняет сознание людей. "Живой" диалог музыканта с его электронным "двойником" в наиболее талантливых произведениях обретает глубокий символический смысл.
    С 50х гг. в музыке, как и в других видах искусства (например, в театре), существует такое направление, как хеппенинг (от англ, happening - "случающееся", "происходящее"). Его истоком можно считать произведение "4'33" (1954 г.) американского композитора Джона Кейджа (родился в 1912 г.). На сцену выходит пианист, который четыре минуты тридцать три секунды... молча сидит за роялем, потом встаёт и уходит. Премьера прошла со скандалом: просвещённая публика решила, что над ней просто издеваются, а обыватель получил возможность снисходительно заметить: "Так и я могу". Намерение шокировать публику, безусловно, входило в планы автора, но оно не было самоцелью. По мнению исследователей, Кейдж превратил в музыкальное произведение явления окружающей действительности: тишину в ожидании начала игры, звуки, производимые слушателями (покашливания, шёпот, скрип стульев и т. д.). Публика и музыкант таким образом выступали и в роли исполнителей, и в роли авторов стихийно возникшей пьесы. Музыка превращалась из слухового образа в образ зрительный. Это и стало в дальнейшем отличительной чертой хеппенинга: исполнение произведения становится, фактически, беззвучной пантомимой. Джон Кейдж
    Музыкальное искусство ХХ века наполнено новаторскими идеями. Оно знаменует собой коренной перелом во всех аспектах музыкального языка. В ХХ столетии музыка часто служила источником отображения страшных эпохальных исторических событий, свидетелями и современниками которых было большинство великих композиторов этой эпохи, ставших новаторами и реформаторами .

    2.3. Новые виды музыкального искусства второй половины XX века – джаз, блюз, рок-музыка

    Трудность исполнения, отсутствие мелодии, новаторский музыкальный язык композитора, недоступность восприятия, какофония – вот лишь часть постулатов, относящихся к музыке ХХ века. Ломка традиций и агрессивно новаторские направления были характерны не только для музыки, но и для всех жанров искусства в целом. Однако общей безоговорочной характеристикой музыкальных тенденций столетия смело можно назвать разнообразие: разнообразие тенденций, стилей и языка, обогативших музыкальное искусство конца второго тысячелетия и сделавших его одним из наиболее захватывающих и необычайных явлений.
    В XX столетии в США появился новый вид музыкального искусства - джаз. Он возник в результате сплава традиций европейской и афроамериканской музыки (значительную часть населения США составляют потомки африканских рабов). В основе джаза лежит импровизация. Джазовый импровизатор - это не композитор и исполнитель в одном лице, а особый тип художника. Он создаёт музыкальное произведение во взаимодействии с партнёрами по ансамблю, поэтому импровизация - это искусство игры, диалога, многостороннего общения на языке музыки. Смысл её заключается не в результате, а в процессе. Говоря об импровизации, можно провести аналогию с живым языком, на котором мы говорим. Импровизация - это музыкальная речь, которой также присущи "словарь" и "грамматические правила" - набор мотивов, интонаций и способов их сочетания. В совокупности все выразительные средства воспринимаются как стиль. Другая особенность джаза - сложный ритм.
    Большинство образцов джазовой музыки - это инструментальные пьесы, построенные по классической модели "темы с вариациями". После того как ансамбль исполнил тему, солисты импровизаторы по очереди играют вариации, а остальные аккомпанируют. При этом все исполнители соблюдают гармоническую структуру исходной темы и её продолжительность.
    Самым ранним джазовым стилем считают музыку ансамблей, в состав которых входили труба или корнет, кларнет, тромбон и ритм секция - банджо, контрабас (или туба), ударные инструменты и позднее фортепиано. Труба обычно играла основную мелодию, лишь слегка её варьируя, кларнет виртуозно опевал мелодию в верхнем регистре, тромбон подчёркивал гармонические ноты и заполнял паузы. Выдающимися мастерами этого стиля были чёрные музыканты - трубачи Кинг Оливер (Джозеф Оливер, 1885-1938) и Луи Армстронг (Луи Даниел Армстронг, 1900-1971), сопраносаксофонист Сидней Беше (1897-1959), тромбонист Кид Ори (Эдвард Ори, 1886- 1973), пианист Джелли Ролл Мортон (Фердинанд Жозеф Ла Мэнт, 1885- 1941). Луи Армстронг
    Джаз оказал огромное влияние на музыкальную культуру. Под его воздействием сложились ритмэндблюз и рок музыка. Своеобразное развитие джаз получил во многих странах, в том числе и в России. Его интонации и приёмы использовали многие композиторы во всём мире. Но главное - джаз возродил в профессиональной музыке её важное предназначение: быть средством и языком живого общения людей.
    Во второй половине XX в. возникло новое явление художественной культуры – рок-музыка (англ, rock music), или рок. Оно объединило музыкальное, поэтическое, сценическое и другие виды искусства.
    Рок-музыке сложно дать однозначное определение. Это связано как с её постоянным развитием - появлением новых направлений, стилей и жанров, так и с отсутствием каких бы то ни было строгих правил, регламентирующих авторскую и исполнительскую деятельность рок музыкантов.
    Как музыкальное явление рок начал формироваться в 50х гг. в США. В той или иной степени на его развитие повлияли блюз, джаз, кантри и др. Ведущая роль в этом процессе принадлежала блюзу - песенному и инструментальному фольклору афроамериканцев. С течением времени рок-музыка включила в себя также черты многих других музыкальных традиций.
    Становление рок-музыки происходило в тесном взаимодействии с общественными движениями, отстаивавшими права молодёжи, расовое и социальное равенство, отказ от применения военной силы и т. д. Рок-музыка способствовала разрушению расовых и социальных барьеров и во многом изменила мировоззрение и образ жизни американцев и европейцев.
    Первым направлением рок музыки, завоевавшим международную известность в середине 50х гг., стал рок-н-ролл (англ, rock'n'roll, от rock and roll - "раскачиваться и вращаться"). Рок-н-ролл – это, прежде всего, танцевальная музыка.
    Ведущую роль играет электрогитара, на которой часто исполняют сольные партии. Вокал приобрёл очень напористый, энергичный характер, а поведение исполнителей на сцене стало свободным, непринуждённым. Элвис Пресли
    Самым популярным исполнителем рок-н-ролла стал американский певец Элвис Пресли (Элвис Аарон Пресли, 1935-1977). Он не писал собственных композиций, но незаурядные вокальные и сценические данные сделали его кумиром американской и европейской молодёжи.
    В конце 50х гг. в Англии, куда увлечение рок-н-роллом пришло из США, появились собственные исполнители, музыку которых англичане назвали биг-бит (англ, big beat - "большой бит"), или просто бит. Наиболее выдающиеся представители этого направления - группа "Битлз" (англ. The Beatles, от beat - "бит" и beetles - "жуки").
    Мелодический дар ведущих авторов группы - Джона Леннона и Пола Маккартни позволил "Битлз" завоевать популярность в Великобритании, а впоследствии и во всём мире. Уже в 1963 г. влиятельная британская газета "Times" назвала Леннона и Маккартни "выдающимися английскими композиторами", а "Sunday Times" пошла ещё дальше, заявив, что они "самые великие композиторы со времён Бетховена".
    "Битлз" сумели найти собственный стиль в музыке, оркестровках, текстах, сценическом поведении и т. д. Новизна их музыкального мышления на целое десятилетие превратила группу из провинциального Ливерпуля в законодателей рок-музыки, заложивших основы многих её течений, а их творчество - в одно из наиболее ярких явлений в культуре XX в. Главная же заслуга "Битлз" - в том, что рок музыка, бывшая танцевальной и развлекательной, приобрела репутацию серьёзного искусства.


    III. Заключение

    Таким образом, ХХ век был веком разнообразия в музыке. Музыка 20-го столетия, точно так же, как и в предшествующие века, отражала духовный и эмоциональный мир людей, ведь темп жизни человека ускорился, стал более жёстким и напряжённым.
    Трагические события и противоречия - войны, революции, научно-технический прогресс, тоталитаризм и демократия, не только
    обострили душевные переживания, присущие людям, но и поставили человечество на грань уничтожения. Именно поэтому,
    тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке XX века.
    Не менее важной оказалась для искусства и тема самопознания личности. Представителям всё новых поколений хотелось чувствовать себя свободными от традиций, создать собственный художественный язык.
    Музыкальное искусство XX века необычайно объемно. Пожалуй, нет ни одного исторического музыкального стиля, который бы так или иначе не отразился в пестром музыкальном калейдоскопе XX столетия. В этом отношении столетие стало рубежным. Всё, что накапливали предыдущие века развития музыки, и всё своеобразие национальных музыкальных культур вдруг сделалось всеобщим достоянием.
    Каждая временная эпоха подарила нам своих гениев. Будь то композиторы XIX или XX века, их произведения уже заняли свою веху в истории человечества и стали для всех поколений образцом не только в музыке, и, не смотря на давность создания, призваны служить на радость людям.


    IV. Список использованной литературы

    Основная литература:

    1. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино. / Глав.ред. В.А. Володин. – М.: «Аванта +», 2001. – 624 с.

    Дополнительная литература:

    1. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. — М.: «Музыка», 2005. — 461 с
    2. Вильям Шекспир. Венецианский купец. Перевод П. Вейнберга. М.: "ЭКСМО", 2002
    3. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002
    4. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-1940


      Скачать полную версию - muzykalnyjj-mir-xx-veka.zip [412.2 Kb] (cкачиваний: 104)



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


    Неофициальный сайт "Санкт-Петербургский институт машиностроения"
    Связь с администрацией
    Карта сайта
    Все права защищены 2007-2008 ©